«Ленаэропроект» — технологии на все времена

В апреле 2015 года институту «Ленаэропроект», ведущей организации России по проектированию объектов гражданской авиации, исполняется 55 лет.

Это, бесспорно, очень значительный срок, однако за истекшие годы юбиляр не изменился в главном. Созданный в пору активного промышленного освоения районов Арктики и Крайнего Севера, институт стал первопроходцем в решении целого ряда научных и практических проблем, имевших для страны огромное значение.

Таковым «Ленаэропроект» остался и поныне – его разработкам неизменно присущи актуальность и новизна, они неизменно учитывают последние достижения науки и техники и неизменно востребованы государством и бизнесом.

 

Нехожеными тропами

60-е

Вряд ли какая-то иная проектно-изыскательская или научно-исследовательская организация нашей страны обладает таким опытом проектирования, строительства и эксплуатации объектов в условиях вечной мерзлоты, как «Ленаэропроект». Тем более, если речь идет об объектах, для которых длительное и бесперебойное использование - априори одно из главных требований. Опыт, накопленный петербургским институтом за десятилетия интенсивной комплексной деятельности, безусловно, уникален.

Официально днем рождения института, созданного для решения научных и практических вопросов по проектированию, строительству и эксплуатации аэродромов и аэропортов в арктических и заполярных регионах страны, считается 18 апреля 1960 года. Но фактически формирование коллектива «Ленаэропроекта» началось задолго до этого - большинство специалистов, влившихся в штат новой организации, уже обладали определенным опытом проектирования зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах.


Первые аэропортовые комплексы, расположенные вдоль арктического побережья СССР: «Хатанга», 1960 г.

Первыми объектами института стали аэропортовые комплексы, расположенные вдоль арктического побережья СССР: «Хатанга», «Тикси», «Анадырь». Развивать воздушное сообщение на севере страны оказалось делом крайне непростым: по объектам проектирования отсутствовали типовые аналоги и научные разработки. По существу, всю необходимую нормативную базу «Ленаэропроекту» пришлось подготовить самостоятельно еще в первые годы своего существования. Так появились на свет «Технические условия на исследование грунтов» ТУ-107-53, «Прокладка кабелей в вечномерзлых грунтах», «Сборник местных норм на строительные конструкции и работы в условиях Арктики», «Нормы и правила строительства на Крайнем Севере», «Технические условия на проектирование аэропортов гражданского воздушного флота (ГВФ)».

Впрочем, каких-либо скидок институту (на отсутствие нормативной документации, скудость материально-технической базы, дефицит производственных площадей и т.п.) «верхи» не делали. С начала шестидесятых годов шло бурное освоение нефтегазоносных районов Тюменской области, добраться туда вахтовики могли лишь воздушным транспортом. Поэтому «Ленаэропроект» был буквально завален работой. Выполнялся ряд комплексных проектов аэропортов: «Сургут», «Ханты-Мансийск», «Нижневартовск», «Березово». Велось проектирование аэропортов по трассе «воздушного моста» Братск - Ербога-чен - Трубка Удачная, эта трасса была необходима для строительства горно-обогатительного комбината и эксплуатации крупнейшего алмазного месторождения в Якутской АССР.

Там, где строить аэродромы было экономически нецелесообразно, проектировали вертолетные площадки – иногда на свайном основании. Именно такие были выполнены для Ишима, Усть-Балыка. В тот же начальный период 1960-1967 годов институт проектирует комплексы аэропортов и аэродромов «Томск», «Актюбинск», «Братск», «Тюмень», «Улан-Удэ», «Депутатский»…

 

По пути модернизации

70-е

В начале 70-х годов «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию самолеты значительно большей, чем прежде, грузоподъемности — АН-22 и ИЛ-76. Оба типа самолетов были очень нужны нефтяникам и газовикам Тюмени, но чтобы имеющиеся взлетно-посадочные полосы (ВПП) могли принимать и выпускать эту тяжелую технику, полосы необходимо было и усилить, и удлинить.

Выбор покрытий был проблемой для сибирского климата, ведь традиционные конструкции не годились ввиду удаленности будущих ВПП от строительных баз. Однако «Ленаэропроект», как и обычно при решении масштабных общезначимых задач, не ограничился каким-то одним предложением или стандартным подходом.

В частности, при проектировании аэродромов в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске оптимальным решением стало применение сборных плит ПАГ-XIV, благодаря этому удалось построить все три объекта не только в кратчайшие сроки, но и при отсутствии необходимых для монолитного бетона материалов. На отдельных участках ВПП аэропортов «Уренгой» и «Ямбург» была запроектирована насыпь со слоем теплоизоляции из пенополистирола, что позволило сократить объемы земляных работ.

 

Но для отечественной авиации было не менее важным, чтобы и уже действующие аэропорты получили возможность обслуживать новые тяжелые самолеты.

 

Но для отечественной авиации было не менее важным, чтобы и уже действующие аэропорты получили возможность обслуживать новые тяжелые самолеты. В аэропортах «Пулково», «Уфа», «Барнаул» специалисты института «Ленаэропроект» при проектировании усиления существующих ВПП предложили применить асфальтобетон. А чтобы уменьшить образование трещин, над существующими швами бетонных покрытий укладывать сетку из стекловолокна.

Дальнейшая эксплуатация асфальтобетонных покрытий ВПП, применяемых как для усиления полос, так при их капитальном ремонте, показала прекрасные результаты. Помимо явных эксплуатационных преимуществ, асфальтобетонное покрытие дает возможность вести строительство без прекращения взлетов и посадок. Но это отнюдь не единственная методика «Ленаэропроекта», отлично зарекомендовавшая себя на практике.

Так, при проектировании аэропортового комплекса «Певек» научный отдел института предложил использовать в условиях вечномерзлых грунтов методику строительства покрытий из армопескобетона. Широкое распространение получила технология крепления аэродромных плит изогнутыми штырями, ее применили в Певеке, в Херсоне и других аэропортах. С помощью бетоноукладочных машин со скользящей опалубкой Д-100 построили первую очередь аэропортов «Минск» и «Красноярск», причем в сжатые сроки и с хорошим качеством. А ВПП из металлических перфорированных плит, запроектированные в аэропортах «Салехард» и «Урай», позволили оперативно решить проблему строительства на малоосвоенной территории.

 

География расширяется

В семидесятых годах «Ленаэропроект» начинает решать более сложные технологические задачи. В плане работ института появились технико-экономические обоснования (ТЭО) и технические проекты модернизации комплексов аэропортов в Калининграде, Минске, Красноярске, технические проекты заводов перронной механизации № 85 в Риге и № 425 в Кишиневе, комплекс авиационного училища в Актюбинске. Крупнейшие проекты тех лет – аэродромы в нефтегазовых регионах Стрежевой, Надым, Медвежье, Уренгой, Усинск, Комсомольский, Нижнепортовск, Харасавэй, Вынгапуровское, Коми, Сыктывкар Ноябрьск и Ямбург.

В период с 1970 по 1980 годы сданы в эксплуатацию аэродромы в Витебске, Череповце и Новгороде. В 1985 году по проекту ведущего российского проектировщика в аэропорту Омск («Федоровка») построен весь комплекс необходимых сооружений: здание техбригад, аварийно-спасательная станция, склад ГСМ, средства посадки, центрально-распределительный и командно-диспетчерский пункты (последний с узлом связи), здание управления со столовой, котельная и ВПП. Осуществлена разработка рабочей документации на здание аэровокзала пропускной способностью 1900 пассажиров в час.


Первые вертолетные комплексы, 1978 г.

С 1973 года особое место в научно-исследовательской тематике ведущего российского проектировщика объектов гражданской авиации занимают специальные работы по проектированию аэродромов на шестом континенте - в Антарктиде. Эти исследования проводятся совместно с Научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики. Благодаря «Ленаэропроекту» и по его проектам построены первый снежный аэродром в районе АМЦ «Молодежная» и временная снежно-ледовая ВПП в районе станции «Новолазаревская».

При проектировании и строительстве была реализована еще одна смелая собственная идея — основной строительный материал шестого континента, снег, послойно уплотняли по принципу «слоеного пирога». К началу 1980 года строительство завершилось, и самолет ИЛ-18Д успешно выполнил технический рейс по маршруту Москва — Антарктида — Москва. В дальнейшем оба антарктических аэродрома были переоборудованы для приема тяжелых транспортных самолетов типа ИЛ-76. Но уникальная работа продолжается и поныне, в 2005-2009 годах выпущена проектно-сметная документация по созданию зимовочного комплекса «Прогресс» со снежно-ледовым аэродромом для приема воздушных судов ИЛ-76 ТД.

 

Жить по плану

В начале 70-х годов в аэропорту Пулково введена в строй первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением «Старт-1» и первая экспериментальная система централизованной заправки самолетов. Ведется строительство нового аэровокзального комплекса. Проект аэровокзала выполнен «ЛенНИИпроектом», но сателлиты, подземные галереи, перрон и аэродромные сооружения разработал «Ленаэропроект». Была запроектирована и построена ИВПП-2. К концу 1970-х выпущена проектная документация на строительство ВПП-3 (ныне ИВПП-1) аэропорта Пулково, длина и конструкция ее покрытия рассчитаны на тяжелый транспортный самолет БОИНГ-747.

С наступлением восьмидесятых «Ленаэропроект» развивает такое направление, как генеральное планирование. Институт разрабатывает схемы развития воздушного транспорта ряда областей и регионов страны: схема размещения аэропортов Крайнего Севера до 2000 года; схема развития и размещения аэропортов нечерноземной зоны РСФСР; комплексная схема развития транспорта Якутской АССР, Магаданской области; схема развития воздушного транспорта Свердловской области, Латвийской и Эстонской ССР и ряд других.

 

Разработка позволила полностью исключить применение металла в покрытиях и значительно сократить расход цемента

 

В 1984 году по заданию Ленинградского обкома КПСС выполнялись технико-экономические основы Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области на двадцатилетний период. Институт разработал раздел «Воздушный транспорт», в 1985-м эта работа перешла в стадию проектирования. При разработке генеральных планов предприятий гражданской авиации основное внимание уделялось соблюдению технологических требований к размещению зданий и сооружений, созданию функциональных зон, перспективам развития предприятий. По инициативе специалистов отдела применяется блокировка отдельных зданий и сооружений, позволяющая существенно повысить коэффициент застройки и сократить площадь служебно-технической территории.

Для эксплуатации самолетов ИЛ-62, ИЛ-86 на южном направлении потребовалась реконструкция аэропорта Сухуми («Бабушара»). Выполненный институтом проект реконструкции аэропорта предусматривал удлинение и усиление существующей ВПП. Стоит отметить, что проект оказался непростым - под удлиняемой частью взлетно-посадочной полосы необходимо было предусмотреть водоперепуск, чтобы пропустить реку Кондор. Эта задача, разумеется, была успешно решена.

Много внимания в эти годы уделялось развитию воздушного транспорта в республиках Прибалтики. Институтом были выполнены проекты реконструкции аэропортов «Рига», «Вильнюс», «Кармелава», Паланга», «Мажейкяй». Для приема гостей Олимпиады-80 реконструировали аэропорт «Таллинн», после реконструкции его ВПП получила возможность принимать самолеты ТУ-154. Новый аэровокзал эстонской столицы был разработан институтом «Аэропроект», проект привокзальной площади выполнил «Ленаэропроект».

Большую помощь в работе производственных подразделений института оказывает научный отдел № 30. Особенно ценна эта помощь при проектировании аэродромов, находящихся в сложных инженерно-геологических условиях, при обследовании строящихся или уже построенных аэродромов, когда, скажем, необходимо выявить причины дефектов покрытий (аэродромы в Тикси и Красноярске). Серьезное внимание уделяется в отделе вопросам экономии металла и цемента. Так, при проектировании ВПП-2 аэропорта «Уфа» принято двухслойное бетонное покрытие со свободными краями плит. В качестве искусственного основания используются пескоцемент и местная песчано-гравийная смесь, это позволило полностью исключить применение металла в покрытиях и значительно сократить расход цемента.

В родном, Ленинградском аэропорту, по проектам института с 1986 года началась реконструкция международного аэровокзального комплекса «Пулково-2»; сдан в эксплуатацию грузовой терминал.

 

Период полураспада

90-е

В 1990-е годы резко сократились практически все показатели гражданской авиации, еще недавно задававшей столь высокую планку. Упали объемы пассажирских перевозок, перестал обновляться парк самолетов, авиазаводы были парализованы. Появление многочисленных авиакомпаний привело к дроблению бюджетов на развитие, а разработанные ранее нормы (ВСН и ВНТП) уже не соответствовали уровню развития отрасли.

В такой ситуации российская авиация оказалась из-за хронической нехватки финансирования, радикальных и непродуманных изменений в государственном и отраслевом управлении. В условиях существовавшей на тот момент дезинтеграции, перекроя политического и экономического пространства бывшего СССР институт сумел-таки сохранить наработанные связи в области проектирования и научно-исследовательских разработок. По существу, эти связи удалось сохранить почти во всех регионах Российской территории, странах СНГ и Балтии.

Большую роль в дальнейшем развитии института сыграл опыт сотрудничества с зарубежными фирмами по проектированию и научному исследованию проблем развития аэропортов гражданской авиации. Институт неоднократно принимал участие в международных программах и конференциях, связанных с внедрением в строительство новейших технологий, материалов и оборудования.

Первые вертолетные комплексы, 1978 г.

Даже в эти смутные времена институт оставался востребованным. «Ленаэропроект» выполнял работы в рамках проекта реконструкции международного аэровокзального комплекса «Пулково-2». По проекту института реконструированы ВПП в аэропортах «Череповец» и «Паланга», открыт аэровокзал в аэропорту «Великий Устюг», выполнено расширение аэропортов в Уфе, Каунасе и Надыме, а в аэропорту «Салехард» построены командно-диспетчерский пункт и ангарный комплекс.

В 1997-1998 годах по заданию Федеральной авиационной службы воздушного транспорта научный отдел института впервые в отечественной практике разработал нормативно-методические документы по применению высокоэффективных материалов и технологий, позволяющих обеспечить повышенную надежность и долговечность аэродромных покрытий.

Речь идет о таких документах, как «Руководство по применению геосетки «Хателит» для повышения трещиностойкости и сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий» (геосетку с успехом применили при реконструкции аэродромов в Магадане, Волгограде, Кирове, Внуково) и «Руководство по обеспечению устойчивости элементов системы светосигнального оборудования, управления воздушным движением и связи аэропортов в сложных инженерно-геологических условиях».

Оба руководства были внедрены в практику проектирования аэродромов, с помощью новых ремонтных материалов и технологий для восстановления без перерыва летной эксплуатации в сжатые сроки осуществлен ремонт аэродромных покрытий в аэропортах городов Магадан, Санкт-Петербург, Минск, Мыс Шмидта, Внуково, Якутск.

На базе научного отдела с 1997 года аккредитован Санкт-Петербургский Центр Сертификации аэропортов (ЦСА), активно работающий с региональными органами по сертификации аэропортов, созданными на базе Северо-Западного и Архангельского Межрегионального территориального управления гражданской авиации России. В ряде аэропортов федерального регионального значения проведена экспертиза доказательной документации служб.

Большое развитие получает в те годы природоохранная тематика, растет внимание к экологической культуре проектирования и строительства. За период 1990-1996 годов для проектов строительства сектора гражданской авиации аэропортов «Воркута», «Бесовец» (Петрозаводск), «Вещево», «Стерлитамак», «Новгород» институтом разработаны разделы оценки воздействия на окружающую среду, а для аэропортов «Псков», «Мурманск», «Черский» (Якутия), «Федоровка» (Омск), «Березово» - нормативы предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов. Установлены санитарно-защитные зоны и зоны ограничения жилой застройки для аэропортов «Березово», «Храброво» (Калининград). По заказу Министерства гражданской авиации разработаны природоохранные мероприятия в сложных климатических и инженерно-геологических условиях.

«Ленаэропроект» выстоял в условиях шокового реформирования, сумев сохранить здание, основную часть коллектива, технический архив и библиотеку. Более того, продолжил развиваться и выполнять весь комплекс проектных работ для нужд воздушного транспорта, имеющего стратегическое значение для государства.

 

Курс на обновление

2000-е

В 2000-е годы, когда разрушительные процессы в экономике вновь сменились созидательными, «Ленаэропроект» осуществляет внедрение передовых методов проектирования, восстанавливает кадровый потенциал. С 2004 года в институте вводится система менеджмента качества ИСО 9001-2001.Проектная документация разрабатывается по стандартам ИКАО и строго соответствует требованиям нормативных документов.

Среди наиболее масштабных работ последних лет - проекты зданий и сооружений аэропортов «Анадырь», Екатеринбург («Кольцово»), Санкт-Петербург («Пулково»), «Минск-2», «Уфа», «Нижний Новгород», Калининград («Храброво»). Интересен проект по строительству нового аэропорта на Сахалине (о. Итуруп), проект по комплексной реконструкции аэропорта «Сочи» в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года, проекты по созданию снежно-ледовых аэродромов в Антарктиде на станциях «Молодежная», «Новолазаревская», на зимовочном комплексе «Прогресс».

Аэропорт «Пулково-2» после реконструкции, 2005 г.

C 2005 г. институт участвует в реализации программы « Развитие Санкт-Петербургского авиаузла на базе аэропорта «Пулково». Первым этапом этой крупномасштабной работы стала реконструкция взлетно-посадочной полосы №2 (ИВПП-2), которая позволила осуществлять взлет-посадку практически при любых погодных условиях всем воздушным судам, включая новый аэробус А-380. В проект реконструкции ИВПП-1 впервые в России была заложена технология резонансного виброразрушения аэродромных покрытий, которую впоследствии рекомендовали применить при строительстве аэропортов Краснодара и Нижнего Новгорода. В рамках концепции развития аэропорта до 2025 года по проекту института реконструирован пассажирский перрон №1, согласно концепции предусмотрено строительство нового терминала, увеличение производственных мощностей, достройка прилегающей коммерческой площади и другие работы.

С 2007 года институт преобразован в открытое акционерное общество «Ленаэропроект», единственным акционером которого является Российская Федерация. Высококвалифицированный коллектив ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» включает более 240 сотрудников. Все 11 производственных отделов института востребованы и работают с полной нагрузкой. В них собраны профильные специалисты по видам инженерных работ: строители, конструкторы, архитекторы, связисты, электрики, специалисты по проектированию объектов РТО и УВД, экономисты, топографы, геологи, технологи и сметчики.

 

Новейшие проекты

2010 год

Основной объем работ, выполненный в  2010г., составили проектно-изыскательские работы для  государственных нужд по объектам, имеющим стратегическое значение для обеспечения интересов Российской Федерации. Доля  государственных заказов составила 71,3%.

Среди наиболее значимых проектов, реконструкция аэродрома аэропорта г. Сочи (Адлер) в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г; реконструкция объектов в аэропорту Петропавловск-Камчатский и искусственных ИВПП и РД аэропорта Иркутск; строительство Центра деловой и малой грузовой авиации (ЦДМГА) в аэропорту Остафьево (Московская область); реконструкции аэропортов Мирный (г. Мирный),  Краснодар, Бугуруслан (Оренбургская область), аэропортового комплекса в г. Саранск и строительство Авиационного центра обеспечения надзорной деятельности ГИМС и проведения спасательных работ в г. Санкт-Петербург;

 

2011 год

В 2011 году были значительно сокращены государственные капитальные вложения в строительство объектов гражданской авиации. В связи с этим, в истекшем году значительно поменялась структура портфеля заказов института. Доля государственных заказов составила   всего 32,6%  от общего  объема выполняемых работ.

К проектам, начатым в 2010 году добавились инженерные изыскания и проектирование патрульной автодороги для нужд ФКП «Аэропорты Чукотки»; строительство аэропорта на о. Итуруп (Сахалинская область); строительство ведомственного вертодрома перевалочной базы на Варандее для ООО «Газпром нефть шельф» и строительство аэропорта «Сабетта» для ОАО «Ямал СПГ».  В этом году ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» были получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектные работы по 13 объектам.

 

2012 год

В 2012 году доля государственных заказов вновь увеличилась и составила 71,6 %. Большой удельный вес (18 %) в общем  объеме выполняемых работ составляли заказы, финансируемые  крупными коммерческими предприятиями (ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», ОАО «Ямал СПГ», ООО «Газпром нефть шельф», ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «ВНИПИнефть», ОАО «ВНИПИгаздобыча», ОАО «Сургутнефтегаз»).

К реализуемым ранее проектам добавились: аэропортовый комплекс и метеокомплекс космодрома «Восточный»; работы по реконструкции в Международном аэропорту Нижний Новгород; реконструкция аэропортового комплекса "Талаги" (г. Архангельск)"; реконструкции аэропорта Горячинск и вертодрома на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении для ОАО «Сургутнефтегаз». В 2012 году мы осуществляли авторский надзор за реконструкцией аэродромов и контроль качества строительных работ на 17 объектах.

 

2013    

В 2013 году доля государственных заказов составила 79 %  от общего  объема выполняемых работ. К наиболее значимым объектам добавились аэропортовый комплекс и метеокомплекс космодрома "Восточный"; реконструкция аэропортового комплекса в г. Уфа; вторая очередь реконструкции и развития аэропорта "Храброво", (г. Калининград); реконструкция аэропортового комплекса г. Амдерма (Ненецкий автономный округ) и аэровокзального комплекса в аэропорту Минеральные Воды», а также база аэродромного и технического обслуживания первой очереди развития аэропорта "Пулково" (Санкт-Петербург).

В 2013 году ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» осуществлял авторский надзор и контролировал качество выполняемых строительно-монтажных работ на 13 объектах, по 3 объектам проектирования института были получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

 

Сочи – 2014

В 2014 году ни один другой аэропорт Рос¬сии не упоминался российскими и зарубежными СМИ так же часто, как международный аэропорта «Сочи» в г. Адлер. Комплексная реконструкция аэродрома и действующего аэровокзального комплекса аэро¬порта «Сочи» была предпринята в связи с подготовкой к Зимним Олимпийским играм. Аэропорт обслуживает крупнейший курортный регион России от Туапсе до границы с Грузией. Даже до начала подготовки к Олимпийским играм он занимал 9-е место среди аэропортов России по пассажиропотоку.

Проект «олимпийской» реконструкции включал строительство КДП, оснащение радиомаячными системами посадки, системами ближней навигации, аппаратурой контроля и управления объектами навигации, приемно-передающим радиоцентром, аэродромным радиолокационным комплексом, моноимпульсным вторичным радиолокатором, системами обзора летного поля, многопозиционной системой наблюдения, тренажером типа «Вышка» и комплексным тренажером.

Модернизация этих объектов по¬зволила довести их эксплуатационно-техническое состояние до соответствия международным стандартам, повысить уровень безопасности полетов и улучшить пропускную способность аэропорта. Так что в громких победах российских спортсменов на минувшей олимпиаде есть и доля участия нашего института.

 

Наши Курилы

Среди всех проектов института, наибольшее внимание руководства страны привлекал международный аэропорт «Итуруп» на Курилах. Он реализован по проекту нашего института в одном из самых отдаленных российских регионов, где отсутствие нормального транспортного сообщения давно являлось острейшей проблемой. Кстати, это первый аэропорт в пост-советской истории, построенный, что называется «с нуля». Он расположен на побережье Охотского моря, а все здания  и объекты инфраструктуры аэропорта, включая осветительное и радионавигационное оборудование, имеют сейсмостойкость до 9 баллов. Это очень важно для региона, известного разрушительными землетрясениями.

Аэропорт «Итуруп» соответствует самым высоким технологическим требованиям, а потому имеет статус международного. Свой первый регулярный рейс из Южно-Сахалинска он принял 22 сентября 2014 года. Таким образом окраина страны получила надежную воздушную связь с материком, ведь имевшийся на острове аэродром «Буревестник» находится на океанской стороне острова, где большое количество туманов в году препятствует стабильности полетов. Кроме того, он активно используется военными, что препятствует коммерческим рейсам.